Боевой нож в ближнем бою
Боевой нож в ближнем бою
Поражение противника с помощью боевого ножа возможно, только в ближнем, как правило, рукопашном бою. Вот почему есть смысл представить общую картину такого боя, акцентируя при этом внимание на характерных особенностях, связанных с использованием ножа.
Большинство боевых столкновений можно разделить на две большие группы - «бой на прорыв» и «бой на уничтожение». Признак, на основании которого подобное разделение возможно, связан с целью и задачами каждого конкретного боя.
Единственной целью и главной задачей «боя на уничтожение» является истребление живой сипы противника. Достижение этого полностью зависит от исхода самой рукопашной схватки. Именно про «бой на уничтожение» говорят: «Вырезали целую роту!».
А вот цель «боя на прорыв» совсем иная - проход сквозь вражеские боевые порядки, выход на рубеж, захват объекта. Любые, даже самые короткие стычки с противником только мешают достижению цели «боя на прорыв». Противник, в таком бою является лишь одним из множества препятствий на пути воина. Препятствием, которое можно обойти; вывести из строя или нейтрализовать, но вовсе не обязательно уничтожать.
Техника и тактика ведения «боя на уничтожение» и «боя на прорыв» существенно различаются. При ведении «боя на уничтожение» предпочтение отдается технике, позволяющей надежно поражать летальные области тела. Ведь даже смертельно раненый противник может всадить вам пулю в спину. Чтобы не допустить этого, нож, как правило, используется для нанесения глубоких проникающих ранений жизненно важных органов. Однако для выполнения таких ударов требуется время. Речь идет о времени, необходимом как для выполнения глубокого удара, с учетом преодоления сопротивления костных и соединительных тканей, элементов обмундирования и экипировки, так и для извлечения ножа после поражения противника. Это значит, что боец, поражая врага, в какой-то момент остается практически безоружным и становится «легкой добычей». Каждое такое мгновение особенно остро ощущается, если «бой на уничтожение» ведется против двух-трех противников одновременно. И хотя мастера ближнего боя стремятся избегать подобных ситуаций, такое случается. При невозможности избежать «боя на уничтожение», против вражеской группы используется особая тактика. Сначала молниеносными движениями, практически мгновенно, надо «подрезать», ранить, по возможности, серьезно, каждого противника. Ранение на некоторое время снижает боевой потенциал воина. Именно это время используется для того, чтобы, если это необходимо, добить противника. В таком случае делается «второй круг». Однако, здесь одного мастерского владения боевым ножом уже недостаточно. Умение прикрываться телом противника, определять и использовать безопасные зоны, мгновенно и непредсказуемо перемещаться - вот качества, без которых в «бою на уничтожение» воину не обойтись.
В ходе «боя на прорыв» осуществляется проход сквозь боевые порядки противника. Успех прорыва практически полностью определяется скоротечностью боевых столкновений. При этом важно не тратить время на продолжительную «возню» с каждым, попадающимся по ходу боя неприятелем. То, что за спиной могут остаться раненые противники, не так опасно, как в «бою на уничтожение». Их шоковое состояние от ранения даст бойцу несколько дополнительных мгновений, за которые надо покинуть опасную зону. Следовательно, для успешного прорыва достаточно вывести противника из строя хотя бы на короткое время. Временное подавление способности к сопротивлению достигается болевым шокированием или частичным обездвиживанием противника. Как правило, нужный эффект достигается нанесением обширных резаных ран или рассечением связок. Подобная техника владения боевым ножом непременно сочетается с техникой уходов и уклонов от атак противника, с техникой «пропускания» противника и «проскальзывания» мимо него. Другими словами, поражение противника при прорыве осуществляется в движении, «по ходу», как бы «между прочим», не допускающем при этом задержек и остановок на борьбу и добивание.
Не менее важным для создания целостного представления о ближнем бое является рассказ о его техническом арсенале и динамическом рисунке, а также знание принципов организации «поражающего» пространства в рукопашной схватке. Своеобразным ядром ближнего боя является динамический рисунок схватки. Динамика боя определяется манерой перемещений и скоростью движения бойца, принципами смены направлений, наличием торможений и ускорений, характером силового взаимодействия, амплитудами и траекториями ударов. Именно динамический рисунок связывает воедино технику схватки, и тактику боя. Поэтому, очерчивая границы возможных вариантов динамической картины боя, поговорим о таких понятиях, как «линейный» и «круговой» бой.
Динамика «линейного» боя представляет собой череду разгонов и остановок. Траектория боя - ломаная, с резкими сменами направлений. Тот, кто хоть раз в жизни сдавал норматив по так называемому «челночному бегу», легко представит динамику «линейного» боя. С энергетической точки зрения, такой характер ведения боя не является рациональным. Впрочем, подобные «челночные» перемещения в ходе боя могут быть достаточно непредсказуемыми и способными ввести противника в замешательство, тем самым снижая эффективность его ответных действий.
Динамика «кругового» боя отличается отсутствием резких, ломаных траекторий. Удачным образом ближнего боя, ведущегося в этой технике, может служить смерч «торнадо». Внешне хаотичное, быстрое, но плавное и непредсказуемое перемещение такого разящего вихря в бою - вот идеальный образ бойца в рукопашной схватке. Очень естественно в такую динамику укладывается ударная техника рук и ног. Вращательное движение легко включает в «работу» локти, колени, кулаки и стопы, происходит как бы «выбрасывание» их на периферию боевого вихря. Однако, нужно иметь в виду, что прямолинейная ударная техника некоторых единоборств в динамику «кругового» боя не вписывается.
«Линейный» бой ведется в традиционной фехтовальной манере. Он весь как бы «сконцентрирован» на острие клинка. Фехтование - совершенно особая техника, которая создавалась специально под холодное оружие, и которая рассчитана на максимально полное использование его свойств и боевых возможностей. Каждое движение бойца «работает» почти исключительно на клинок. В нем «фокусируется» каждое решение, каждый замысел фехтовальщика в схватке. Боец превращается в своего рода «эфес шпаги», продолжением которого является клинок.
Техника фехтования боевым ножом представляет собой набор действий, основанных на поступательных и возвратных движениях. Причем поражение наносится, как правило, только в ходе поступательного движения - атакующего выпада. Возвратное же движение используется, в основном, для выполнения защитных действий, которые выполняются в виде парирования выпадов противника с одновременным уходом с линии атаки (назад, вправо, влево). Следует иметь в виду, что в зависимости от характера боя схватка может начаться как с атакующего выпада, так и с защитного действия. Начало любого столкновения с противником, может определяться задачами боя в целом, а может зависеть от личных пристрастий каждого бойца (привычка работать в поединке «первым» или «вторым» номером).
Таким образом, приемы традиционного фехтования включают две фазы с четко разделенными Функциями: выпад - для выполнения укола; возврат - для защиты от атаки. При этом только выпад может быть результативным, возвратное движение обычно носит лишь вспомогательный характер. Следовательно, в «линейном» бою добрая половина всех движений бойца, не является продуктивной. Этот своего рода отрицательный дисбаланс становиться весьма ощутимым, когда бой ведется с несколькими противниками. Действительно, атакуя одного противника, боец «открывается» и оказывается практически беззащитным перед неизбежной атакой других. Кроме того «челночные» движения легко прогнозируются. Вот почему мастера «линейного» боя, часто маскируют свои действия финтами и обманными движениями. «Тонкое» владение боевым ножом позволяет специалисту достигать «наложения» атакующего движения на защитное, слияния их в одном защитно-атакующем выпаде.
Техника «кругового» боя кардинальным образом отличается от «линейного». «Круговой» бой ведется на более короткой дистанции. Схватка практически осуществляется в непосредственном контакте с противником и, следовательно, отпадает необходимость в «срывах» дистанции, в молниеносных атакующих выпадах. Контакт с противником «растягивается» по времени, становится «вязким», обволакивающим. Атакующие действия не разрываются на фазы входа и выхода, поражения и извлечения, а представляют собой единое непрерывное движение. Траектория клинка при этом представляет собой замкнутую кривую, своего рода пространственную восьмерку.
Подобные «циклические» траектории трудно разделить на атакующие и защитные движения. Любой участок этой замкнутой траектории может выполнять функцию и поражения, и парирования ударов противника. Более того, поражение осуществляется с одновременным «блокированием» возможных контратакующих действий, а парирование атак предполагает подавление двигательных функции противника (рассечение связок атакующей руки или ноги). Каждое движение обоюдоострого боевого ножа обладает потенциальной возможностью нанесения ущерба противнику. Боевая работа в «круговом» бою напоминает вращение шестерни, у которой в роли зубьев выступает лезвие ножа. Эдакое тяжеленное «зубчатое колесо», непрерывно цепляя, наваливается на противника, стремится затянуть, подмять его под себя. Такая техника не требует значительной физической силы. «Боевое колесо» - тело атакующего - обладает более чем достаточным весом, для того, чтобы лишь опираясь лезвием ножа на противника, нанести ему тяжёлое ранение.
Следует заметить, что, взяв в руки нож, боец тем самым формирует особую «поражающую» структуру, организует «разящее» пространство. Однако при ведении «линейного» и «кругового» боя, это пространство организуется по-разному.
Фехтовальщик создает вокруг себя своеобразный боевой «кокон». Вытянутая рука острием клинка очерчивает его внешнюю границу. Внутренняя граница «кокона» зависит от того, на каком расстоянии от себя фехтовальщик еще способен применять свое оружие. Между внешней и внутренней границами боевого «кокона» заключена «зона поражения» - пространство, в котором клинок встречает противника. Но использование фехтовальной техники в ближнем бою приводит еще и к возникновению так называемой «мертвой зоны». Это та часть пространства внутри «кокона», где фехтование невозможно или затруднено. Вспомните:
когда боксеры сходятся в клинче, рефери останавливает поединок и разводит соперников. На короткой дистанции техника боксирования, которая тоже, по существу, является «фехтовальной», быстро теряет эффективность.
Противник, проникая сквозь внешнюю границу боевого «кокона», попадает в зону поражения. Схватку боец-фехтовальщик ведет таким образом, чтобы удержать противника в границах этой зоны, но ни в коем случае не допустить его в «мертвую зону». Все попытки проникнуть глубже немедленно пресекаются. Противник либо выталкивается обратно в «зону поражения», либо боец сам отступает ровно настолько, чтобы противник опять оказался в поражаемом пространстве.
При ведении боя с одним противником фехтовальная техника применяется практически без ограничений. Однако работа против нескольких противников сразу обнаруживает прорехи в такой организации «разящего» пространства. Исполняя роль защитной оболочки, боевой «кокон» оказывается слишком велик. Боец не в состоянии каждое мгновение одинаково надежно контролировать «нарушение границ» по всей поверхности «кокона». А противники, как назло, лезут отовсюду. Укол в одну сторону, парирование в противоположную... Плотность «разящего» пространства катастрофически падает, защитная оболочка расползается на глазах. Это уже не боевой «кокон», а, скорее решето. В своем стремлении все время находиться лицом к противнику фехтовальщик обречен на постоянную смену позиций. Он, как флюгер, крутится по воле ветра.
Боец, ведущий «круговой бой» организует «разящее» пространство принципиально иначе. Классическая фехтовальная «зона поражения» сжимается, уплотняется, становится не больше футбольного мяча. На ее месте остается «контролируемая зона». До любой точки этой зоны боец легко дотягивается рукой или клинком. А что же «зона поражения»? Она перестает исполнять роль защитной оболочки, она уже не окутывает бойца «коконом». Это уже даже не «зона». Теперь это сгусток разящей энергии, который создается кистевыми движениями руки, удерживающей боевой нож, У бойца появляется своего рода сферическая фреза, которую он практически всегда держит перед собой. Теперь он не отталкивает приблизившегося противника, не шарахается от него, а, наоборот, затягивает, «всасывает» его. Противник захватывается в «контролируемой зоне» и подтягивается прямо под боевые грани такой ручной фрезы. Подобная работа, как бы это кроваво ни звучало, строится по принципу действия мясорубки. Шнековый винт затягивает полуфабрикаты внутрь и неумолимо увлекает прямо под непрерывно вращающиеся ножи. Пока очередной противник проворачивается через «мясорубку», боец использует его в качестве щита, а затем берется за следующего. Он уже не стремится защищать «контролируемую зону» от проникновения, а «мертвой зоны» и вовсе нет - кто успел подобраться поближе, тот и раньше под нож попадет.
Таким образом, характер действий воина в ближнем бою целиком определяется принципами принятой структурной и динамической организации пространства боя. Бойцы, предпочитающие традиционную фехтовальную технику, неизменно оказываются в стихии «челночного» боя. Те же, кто использует «циклическую» технику рукопашной схватки, раскручивают вокруг себя вихри «кругового» боя.
В заключении следует отметить, что и «линейная», и «круговая» техника могут одинаково успешно использоваться как в ходе «боя на прорыв», так и в ходе «боя на уничтожение». Каждый боец должен определиться и сделать свой собственный выбор - чему учиться, чем овладевать. Главное - знать, что универсальных рецептов не бывает. С другой стороны, свобода выбора предполагает и личную ответственность. Ответственность не только за выполнение боевой задачи, но и за собственную жизнь, и за жизнь своих товарищей.