Способы стрельбы с подвижных средств
Способы стрельбы с подвижных средств
Огневые средства бронетранспортеров и стрелковое оружие десанта могут использоваться для стрельбы с ходу, с коротких остановок и с места.
Огонь с ходу применяется во время атаки, контратаки и при преследовании отходящего противника. Этот способ стрельбы наиболее труден в связи со следующими особенностями.
Бронетранспортер в движении получает значительные колебания, характер которых зависит от рельефа местности, направления и скорости движения машины. Непрерывные колебания машины затрудняют наблюдение за полем боя, особенно через бойницы. Условия наблюдения через бойницу ухудшаются настолько, что часто цель, известная наблюдателю и хорошо видимая вне бронетранспортера, после посадки в него не обнаруживается стреляющими. Величина поля зрения при наблюдении через бойницы зависит от удаления глаза по отношению к бойнице. Поэтому наблюдателям надо располагаться так, чтобы быть как можно ближе к бойнице; в этом случае поле зрения увеличивается.
Колебания машины во время движения не только существенно затрудняют наблюдение и обнаружение целей, но и чрезвычайно затрудняют прицеливание: точно навести оружие в цель практически невозможно даже при средней боевой скорости машины. Опытные стрельбы показывают, что колебания машины вызывают ошибки в прицеливании до 20 тысячных (0-20), т.е. в 10 раз больше, чем при стрельбе с места из неустойчивых положений.. Поэтому стрельба с ходу эффективна только по групповым целям и крупным одиночным целям на близкие расстояния.
Для уменьшения колебаний машины водитель должен выбирать наиболее удобный путь движения на указанном направлении, а стреляющие—уметь выбирать наиболее выгодные моменты для ведения огня. Для этого в ходе тренировочных занятий и учебных стрельб у обучаемых надо вырабатывать “чувство машины”, т. е. способность ощущать колебания корпуса машины во время ее движения и правильно выбирать наиболее выгодные моменты для производства очереди.
Помимо трудностей в наблюдении и наводке оружия, вызываемых колебаниями корпуса машины, стрельба с ходу осложняется еще следующими обстоятельствами. Движение машины на поле боя может быть различным , по направлению относительно цели. Направление движения машины относительно цели характеризуется курсовым углом. В зависимости от величины курсового угла машины направление движения может быть фронтальным, косым и фланговым (рис. 20). Если направление движения машины совпадает с направлением на цель или близко к нему (в пределах ± 30°), то такое движение бронетранспортера называют фронтальным. При курсовых углах от 30 до 60° движение машины принимается как косое относительно направления на цель. Если курсовые углы находятся в пределах от 60 до 120°, то движение машины будет фланговым.
Рис. 20. Виды движения бронетранспортера относительно цели:
а — фронтальное; б — косое; в — фланговое
При фланговом и косом движениях бронетранспортера пули отклоняются в сторону направления движения машины, так как при вылете из канала ствола они сохранят и скорость движения машины. Это особенно сказывается при фланговом движении (рис. 21).
Рис. 21. Боковое отклонение пуль при фланговом движении бронетранспортера.
При скорости бронетранспортера V=4 м/сек (=15 км/ч) и полетном времени пули tc=1 сек боковое отклонение пули равно 4 м
Величина отклонений пуль возрастает с увеличением скорости движения машины. Округленно угловые отклонения пуль в тысячных при фланговом движении составляют следующие величины.Вид оружия Скорость машины, км/ч
5 10 15 20
Автомат и ручной пулемет 2 4 6 8
Ротный и станковый пулеметы 1,5 3 4.5 6
Из таблицы видно, что при средней боевой скорости машины 12--15 км/ч отклонения пуль составляют 5—6 тысячных дальности (для оружия под патрон обр. 1943 г.). Это даст, например, на дальность 300 м отклонение пуль на 1,5—1,8 м, что следует учитывать при стрельбе, особенно по узким целям.
Наконец, при стрельбе с ходу, особенно при фронтальном движении машины, непрерывно изменяется дальность до цели, что осложняет и подготовку данных, и корректирование огня.
Все эти особенности делают способ стрельбы с ходу наиболее трудным, требующим от стреляющих высокой выучки и мастерства.
Огонь с коротких остановок применяется в наступлении и встречном бою по целям, которые огнем с ходу не представляется возможным поразить. Как и при стрельбе с ходу, при этом способе обнаружение цели и определение исходных установок производится во время движения, после чего по команде стреляющего (командира отделения) делается короткая остановка. Во время остановки уточняется наводка и производятся две-три очереди, после чего по команде командира или наводчика бронетранспортер немедленно продолжает движение.
Такие условия требуют от стреляющих сноровистых и быстрых действий с оружием и умения не терять цель при остановке машины, когда даже при плавном торможении в момент полной остановки корпус машины получает толчок. Большое значение для успешной стрельбы с коротких остановок имеют умелые действия механика-водителя, который должен уметь останавливать машину плавно, не допуская ее колебаний и разворотов при остановке. Для сохранения темпа наступления скачки между короткими остановками совершаются на максимальных скоростях. Расстояние между короткими остановками зависит от интенсивности огня противника и характера местности и составляет обычно 50—100 м, продолжительность остановки—10—12 сек днем и до 14—16 сек ночью. Огневая задача обычно решается с 1—3 коротких остановок.
Этот способ стрельбы исключает влияние на наводку колебания корпуса машины и значительно превышает по действительности огня стрельбу с ходу. Огонь с коротких остановок, как и стрельба с ходу, может вестись из стрелкового оружия десанта и из пулеметов, установленных на бронетранспортере.
Огонь с места ведется в обороне, при действии в засаде и при отражении контратаки противника из оружия, установленного на бронетранспортере. Остальной личный состав мотострелковых подразделений действует при этом обычно в пешем боевом порядке.
Этот способ по действительности огня не уступает стрельбе с земли и позволяет поражать наземные цели из крупнокалиберного пулемета (КПВТ) на дальности до 2000 м, а из пулеметов Калашникова (ПКТ) и Горюнова (СГМБ)—до 1000 м. Наличие механизмов наведения пулеметов позволяет также при стрельбе с места в определенных условиях вести огонь в промежутки и из-за флангов своих подразделений.
Стрельба из стрелкового оружия десанта
Из стрелкового оружия десанта—автоматов, ручных и ротных пулеметов—стрельба с бронетранспортера, как указывалось выше, обычно производится с коротких остановок и с ходу.
С коротких остановок с бронетранспортера (а также с переправочных средств при спокойном состоянии водной поверхности) огонь ведется в основном по тем же правилам, что и при стрельбе с места. В подготовке исходных данных учитывается следующее. Так как отыскание и выбор цели производятся в движении, то установку прицела следует определять не в момент обнаружения цели, а по дальности от места предполагаемой остановки. Если, например, бронетранспортер движется фронтально навстречу цели со скоростью 15 км/ч (=4 м/сек), то за время подачи команды и изготовки к стрельбе, которое может составить в среднем 20 сек, величина изменения расстояния до цели будет равна 80 м, т. е. округленно одно деление прицела.
Место для первой остановки по возможности надо намечать на дальности прямого выстрела по цели данной высоты; с этих дальностей огонь с коротких остановок будет более действительным. Напомним эти дальности по типичным целям.Вид оружия Дальности прямого выстрела, м
по грудным фигура по РПТР (высота 1 м) по бегущим фигурам по автомобилям (высота 2.5 м)
Автомат и ручные пулеметы 350 400 500 и 550 650
Ротный пулемет 400 50 650 750
Поправки дальности на внешние условия стрельбы не учитываются, на боковой ветер поправки берутся в фигурах цели.
Огонь следует вести очередями не менее чем в 4— 5 патронов, а по важным и опасным целям—длинными очередями; при корректировании огня по дальности надо учитывать, помимо величины отклонения пуль, еще и расстояние между остановками. Например, наблюдая при стрельбе по реактивному противотанковому ружью (РПТР) с прицелом 4 недолеты с первой остановки, со второй остановки (приблизившись к цели на 50—70 м) надо продолжать стрельбу с тем же прицелом и точкой прицеливания. Повышать точку прицеливания, как это надо было бы сделать при стрельбе с места, не следует, так как величина недолета компенсируется скачком бронетранспортера до второй остановки.
С ходу огонь ведется, как правило, по групповым целям на близких расстояниях длинными очередями, колебания корпуса машины в большинстве случаев не позволяют пользоваться прицельными приспособлениями, поэтому с ходу ведется обычно направленный огонь; для лучшего корректирования выгодно применять патроны с трассирующими пулями. Огонь следует открывать в момент наименьших колебаний корпуса, когда бронетранспортер движется по ровному участку местности и скорость его не изменяется.
Направленный огонь не требует подготовки исходных данных, наводка оружия производится по стволу и, конечно, никакие поправки на внешние условия стрельбы не учитываются. Однако, как указывалось выше, при фланговом движении бронетранспортера относительно цели следует учитывать поправку на движение своей машины. Практически можно поступать так: при стрельбе с левого борта наводить в левый край широкой групповой цели, при стрельбе с правого борта—в правый край цели; если цель узкая — наводить соответственно левее (правее) цели.
Хорошо третированные стрелки могут учитывать при движении вертикальные колебания машины; когда борт машины опускается, то начинать очередь следует в момент, когда оружие направлено в верхнюю часть цели; когда борт машины поднимается, нажимать на спусковой крючок надо в момент, когда ствол направлен в нижнюю часть цели.
Для повышения действительности стрельбы с ходу выгодно применять сосредоточенный огонь тех средств десанта, которые имеют возможность вести огонь по данной цели.
Несмотря на низкую действительность огня, стрельба с движущихся машин оказывает сильное моральное воздействие на противника, лишает его возможности вести меткий прицельный огонь и тем самым уменьшает вероятность поражения наших войск.
Наконец, отметим, что ведение огня с ходу из стрелкового оружия десанта требует соблюдения строгих мер безопасности при действиях с оружием в машине. Скученность и неудобное положение при изготовке к стрельбе, особенно во время перезаряжания, возможные резкие толчки машины при нарушении установленных мер безопасности могут привести к несчастному случаю. Чтобы этого не допустить, надо заряжать и разряжать оружие, не вынимая ствола из бойниц; после временного прекращения огня обязательно ставить оружие на предохранитель и проверять, нет ли патрона в патроннике после полного прекращения стрельбы.
Стрельба из пулеметов, установленных в бронетранспортере
На различных видах бронетранспортеров могут быть разные типы установок для пулеметов; в настоящем разделе правила стрельбы описываются для варианта бронетранспортера с двумя установленными в нем пулеметами—крупнокалиберным КПВТ и спаренным с ним пулеметом ПКТ. Для ведения прицельного огня из этих пулеметов имеется оптический прицел с неподвижными шкалами прицеливания и боковых поправок (рис. 22). Исходными установками для стрельбы с таким прицелом являются: прицел, прицельная марка и точка прицеливания.
Рис. 22. Поле зрения оптического прицела бронетранспортера
Цена делении дистанционных шкал — 200 м, а шкалы боковых поправок — 0-02
Прицел назначается соответственно расстоянию до цели с учетом поправок на внешние условия стрельбы. Для пулемета ПКТ эти правила совпадают с рассмотренными ранее для пулеметов под винтовочный патрон, а для пулемета КПВТ имеют отличия.
Поправки дальности на изменение температуры воздуха учитываются только на расстояния свыше 1000 м следующим образом.Температура воздуха Способ учета и величина поправки
Выше -+25°С Точку прицеливания выбирать на нижнем краю цели
От +25 до —5°С Поправку не вносить
Ниже —5 до —10°С Точку прицеливания выбирать на верхнем краю цели
Ниже —10 до —25°С Увеличивать прицел на одно деление
Ниже —25°С Увеличивать прицел на два деления
При стрельбе в горах на высоте более 1000 м над уровнем моря по целям на расстояниях свыше 700 м и при углах места цели более 30° установку прицела следует уменьшать на одно деление.
Рассчитаем, например, исходную установку прицела для открытия огня из пулемета КПВТ по пусковой установке ПТУРС на дальности 1200 м, если температура воздуха ниже —25°, цель на высоте с отметкой 1450,0, угол места цели более 30°.
Используя приведенные правила, находим поправки: — на изменение температуры—плюс 2 деления прицела:
- на превышение местности — минус 1 деление прицела;
-общая (суммарная) поправка—плюс 1 деление прицела.
Исходная установка прицела 12+1==13, точка прицеливания — середина цели.
В пределах дальности прямого выстрела в напряженные моменты боя огонь можно вести с постоянной установкой прицела, соответствующей дальности прямого выстрела по цели данной высоты, прицеливаясь под нижний край. Дальности прямого выстрела для пулемета КПВТ по типичным целям составляют:
— по бронетранспортеру (высота 2,6 м)—1100 м;
— по автомобилю (высота 2,0 м) —1000 м;
— по орудию (высота 1,1 м)—800 м.
Поправки по боковому направлению вносятся с учетом бокового ветра, а по движущимся целям — и с учетом бокового упреждения.
Поправки на боковой умеренный ветер (4 м/сек), дующий под углом 90° к плоскости стрельбы, округленно можно учитывать по следующей таблице.Вид оружии Дальность стрельбы, м
300 400 500 600 700 800 900 1000 1100-1200 1300-1500
Поправка в тысячных
Пулемёта КПВТ 0,5 0,5 0,5 1,0 1,0 1,0 1,0 1,5 2,0
Пулемёта ПКТ 1,0 1,0 1,5 2 2 3 3 4 - -
Для пулемёта ПКТ поправки на боковой ветер в фигурах человека можно определить по указанному ранее правилу для оружия под винтовочный патрон; для пулемёта КПВТ можно принять с допустимой для практики точностью поправки на умеренный ветер в делениях шкалы боковых поправок оптического прицела:
- на дальности до 1000 м—полделения;
- свыше 1000 м—одно деление.
Понятно, что эти поправки для других условий скорости и направления ветра соответственно изменяются по общим правилам.
Правила выбора прицельной марки с учетом поправки на боковой ветер понятны из рис. 23. Следует понимать, что навстречу ветру надо выносить ствол пулемета, чему в поле зрения прицела соответствует центральный угольник; поэтому прицельная марка выбирается в левой половине сетки, когда ветер дует справа, и, наоборот, в правой половине, когда ветер дует слева.
Рис. 23. Правила учета поправки на боковой ветер с помощью оптического прицела:
а - прицеливание с прицелом 12 (КПВТ) и боковой поправкой влево 2;
б - прицеливание с прицелом 10 (ПКТ) и боковой поправкой вправо 4.
Величины упреждений по флангово движущимся целям со скоростью 10 км/ч, рассчитанные в тысячных, приводятся в следующей таблице.Вид оружии Дальность стрельбы, м
200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100 1200
Поправка в тысячных
Пулемёта КПВТ 3 3 3 3 3 3 3 3,5 3,5 3,5 3,5
Пулемёта ПКТ 4 4 4 4 4,5 5 5 5 5,5 - -
Из приведенных данных можно сделать вывод, который послужит удобным мнемоническим правилом для взятия упреждения по флангово движущимся целям: на каждые 10 км/ч скорости цели упреждение равно для КПВТ—3 тысячным, для ПКТ—4 тысячным. Так как в боевой обстановке определить скорость цели до- 1 вольно трудно, надо помнить, что средняя боевая скорость движущихся целей 12—15 км/ч. Поэтому при затруднениях в определении скорости можно брать при фланговом движении цели упреждение 0-06 (три деления шкалы боковых поправок прицела), что в большинстве случаев соответствует указанной средней скорости. При косом движении цели, как обычно, упреждение берется в два раза меньше. Практически для оптического прицела, где цена делений шкалы боковых поправок составляет 2 тысячные (0-02), при косом движении цели со скоростью 12—15 км/ч упреждение можно брать 0-04 (два деления шкалы боковых поправок).
При прицеливании с упреждением надо помнить, как и при учете поправки на боковой ветер, что направлению стволов пулеметов соответствуют центральная марка сетки прицела; по этой марке надо ориентироваться при взятии упреждения: центральная марка всегда должна быть вынесена на величину рассчитанного упреждения вперед по движению цели.
Наибольшую трудность в подготовке исходных данных представляет расчет суммарной поправки на движение цели и боковой ветер. Нужна значительная практика в решении различных задач, чтобы в уме достаточно быстро и правильно подсчитать суммарную поправку.
Приведем примерный порядок решения такой задачи. Наводчик пулеметов бронетранспортера обнаружил в своем секторе обстрела цель—наступающий бронетранспортер противника—на дальности 1000 м; движение цели слева направо под острым углом к направлению стрельбы; ветер справа боковой сильный.
При расчете суммарной поправки можно рассуждать так;
— движение цели косое вправо—упреждение брать вправо 0-04 (на среднюю скорость цели);
— ветер справа сильный—поправку ввести также вправо 0-02 (для умеренного ветра 0-01);
— общая поправка вправо 0-06 (прицеливаться, используя третий штрих слева от центральной марки).
Подобным образом, применяя мнемонические правила, достаточно просто и быстро определяется суммарная поправка на движение цели и боковой ветер.
Остальные правила стрельбы из пулеметов бронетранспортера с места, коротких остановок и с ходу не имеют существенных отличий от рассмотренных правил для стрелкового оружия десанта. Особыми положениями надо руководствоваться при ведении огня в промежутки и из-за флангов своих подразделений.
Стрельба в промежутки и из-за флангов своих подразделений
Бронетранспортеры в наступлении обычно перемещаются сзади наступающих боевых порядков танковых и мотострелковых подразделений, а в обороне располагаются в глубине опорных пунктов мотострелковых взводов. В этих случаях при ведении огня из пулеметов бронетранспортеров возникает опасность поражения своих подразделений, находящихся впереди. Огневые позиции бронетранспортерам для стрельбы в таких условиях надо выбирать с учетом промежутков между своими подразделениями, строго соблюдая правила ведения огня для обеспечения полной безопасности впереди расположенных подразделений.
Стрельба в промежутки и из-за флангов своих войск требует высокой точности, которая может быть достигнута только оружием, закрепленным на станке или специальной установке.
Поэтому стрельба в промежутки и из-за флангов своих войск разрешается только с места из пулеметов, установленных в бронетранспортере (или из станковых пулеметов с грунта). При этом оружие, особенно механизмы наведения и боеприпасы, должно быть вполне исправным, чтобы исключить случайные выстрелы в опасном для своих войск направлении.
Ведение огня в промежутки между своими подразделениями требует от наводчиков пулеметов не только отличной выучки и полной уверенности в исправности своего оружия, но и высоких волевых качеств, так как стреляющий обычно видит при такой стрельбе в поле зрения прицела и цель, и свои подразделения и понимает, что каждая его ошибка и даже неточность может стоить жизни своих товарищей.
Безопасность стрельбы в промежутки и из-за флангов своих подразделений обеспечивается выполнением двух условий. Во-первых, огонь можно вести только по той цели, которая находится дальше рубежа своих подразделений настолько, что исключается всякая возможность их поражения рикошетирующими пулями. Это условие выполняется в тех случаях, когда места падения пуль при ведении огня находятся обязательно дальше рубежа расположения своих подразделений. Допустимое удаление цели от рубежа расположения своих подразделений должно быть таким, чтобы можно было учитывать возможные ошибки в определении расстояний и наибольшие отклонения пуль в ближнюю сторону из-за рассеивания. Расчеты показывают, что для пулеметов, установленных на бронетранспортере, это удаление должно быть не менее 300 м. Следовательно, первое условие для безопасной стрельбы в промежутки или из-за флангов своих подразделений—цель должна находиться не ближе 300 м за линией своих войск (рис. 24).
Рис. 24. Условия, обеспечивающие безопасность стрельбы в промежутки между своими подразделениями
Казалось бы, что такой вывод существенно ограничивает возможности стрельбу с бронетранспортеров. Однако следует помнить, что мотострелковые подразделения огнем автоматов и ручных пулеметов могут наиболее надежно поражать цели перед своим фронтом и на флангах на дальности до 400 м. Поэтому огнем пулеметов с бронетранспортеров в большинстве случаев целесообразно поражать цели, удаленные от рубежа своих войск более чем на 400 м—на дальностях 600—800 м из пулеметов СГМБ и ПКТ и 800—1000 м из крупнокалиберного пулемета, т. е. те цели, которые трудно поразить огнем автоматов и ручных пулеметов. Таким образом, соблюдение указанного условия безопасности стрельбы не противоречит тактическим требованиям использования огня с бронетранспортеров. В то же время при необходимости пулеметы бронетранспортеров могут вести огонь и по целям в границе зоны сплошного огня из стрелкового оружия перед фронтом обороняющихся на удалении 400—300 м от переднего края.
Вторым условием, обеспечивающим безопасность стрельбы, является достаточное удаление цели от фланга своих подразделений по фронту, т. е. наличие между направлением на цель и направлением на ближайший : фланг своих войск угла безопасности (рис. 24).
Углом безопасности называют наименьший угол между направлениями на цель и на свои войска, при котором исключается возможность попадания пуль в свои подразделения. Этот угол должен учесть возможные ошибки в наводке, максимальные отклонения пуль по боковому направлению из-за рассеивания и ошибки из-за неучета ветра и деривации. Расчеты показывают, что при удалении своих подразделений от стреляющего бронетранспортера до 200 м угол безопасности составляет 50 тысячных (0-50), при большем удалении—35 тысячных ; (0-35). (Расчеты сделаны для крупнокалиберного пулемета и обеспечивают безопасность для пулеметов СГМБ и ПКТ, для которых углы безопасности несколько меньше.)
Практически эти углы определяются с бронетранспортера, имеющего оптический прицел, с помощью его шкал боковых поправок, а с остальных машин — при помощи бинокля или пальцев руки; угловая величина двух пальцев вытянутой руки составляет в среднем 50—60 тысячных, большого пальца руки—35—40 тысячных (рис. 25).
Рис. 25. Определение угла безопасности с помощью пальцев руки
Этот вывод также накладывает значительные ограничения на стрельбу. Например, при расположении своих подразделений в 300 м впереди стреляющего бронетранспортера безопасное удаление плоскости стрельбы 1 от фланга своих войск должно составлять не менее 10,5м (В=(Д*У)/1000=(300*35)/1000=10,5м).
Понятно, что минимальный промежуток между флангами соседних подразделений при этом должен быть 21 м и стрельба в нем возможна только по цели, находящейся точно в направлении середины промежутка. Хотя практически между наступающими в пешем порядке подразделениями промежутки будут обычно больше этой величины (например, между мотострелковыми отделениями—до 40 м, между взводами—до 100 м), огонь в промежутки можно вести в очень ограниченном секторе. Так, при удалении стреляющего бронетранспортера на 300 м от своих подразделений и промежутке между ними в 40 м (что составляет на этом удалении 130 тысячных) возможный сектор стрельбы ограничивается углом в 60 тысячных (130—-(35х2) = 60 тысячных). Только в этом небольшом секторе безопасна стрельба в данных условиях (рис. 26). Очевидно, что более широкие возможности для ведения огня получают те бронетранспортеры, которые действуют на флангах взводов и рот, когда промежутки между соседними подразделениями составляют 100 и более метров. Это следует учитывать при размещении бронетранспортеров в обороне и при использовании их огня в наступлении.
Рис. 26. Сектор безопасной стрельбы при промежутке между своими подразделениями в 40 м
Таким образом, помимо обычных вопросов подготовки исходных данных, для стрельбы в промежутки и из-за флангов требуется очень внимательно определить дальность до своих войск и величину угла безопасности. И только при соблюдении требуемых для безопасной стрельбы условий открывать огонь. Перемещение ствола по боковому направлению при ведении огня из станковых пулеметов с грунта обязательно ограничивается ограничителями; из пулеметов, установленных на бронетранспортерах, огонь ведется только с закрепленными механизмами.
При ведении и корректировании огня необходимо внимательно наблюдать за местом падения пуль и рикошетами не только относительно цели, но и относительно своих подразделений, следить за их продвижением и сигналами. При корректировании огня надо обязательно следить за тем, сохраняются ли необходимые углы безопасности при наводке с новым прицелом или в новую точку прицеливания.
Стрельба поверх своих подразделений
В различных видах боя могут возникать условия, когда с бронетранспортеров огневые задачи должны решаться стрельбой поверх своих подразделений Такая стрельба допустима только тогда, когда исключена всякая возможность поражения своих подразделений.
Понятно, что прямые попадания в свои подразделения будут исключены в том случае, когда самая нижняя траектория снопа рассеивания пуль пройдет выше своих подразделений (рис. 27). Поэтому безопасность стрельбы поверх своих подразделений определяется по величине угла между линией возвышения и направлением на свои подразделения.
Рис. 27. Условие, обеспечивающее безопасность стрельбы поверх своих подразделений
Наименьший угол в вертикальной плоскости между линией возвышения и направлением на свои войска, при котором исключена возможность поражения их прямым попаданием пуль, называетсяуглом безопасности.
Угол безопасности при ведении огня поверх своих подразделений слагается из суммы следующих углов:
— угла, соответствующего росту человека (считая, что свои войска наступают);
— угла прицеливания на дальность до своих войск (для учета понижения пули под линией возвышения);
— угла, соответствующего отклонению крайней нижней траектории от средней (считая возможность рассеивания в два раза больше табличной);
— угла, соответствующего возможному отклонению траектории вниз из-за неучета внешних условий стрельбы и из-за износа канала ствола, вызывающего падение начальной скорости;
— угла, учитывающего минимально допустимое расстояние между траекторией полета пуль и своими подразделениями, расположенными открыто (принимается 3 м).
Рассчитанные по указанным элементам углы безопасности приводятся в таблицах стрельбы из стрелкового оружия: для пулемета СГМБ они составляют следующие величины.Расстояние до своих подразделений, м 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000
Угол безопасности в тысячных 54 30 24 21 20 21 22 24 27 30
Наименьший безопасный прицел 18 1/2 14 12 1/2 12 11 1/2 12 12 12 1/2 13 14
Таблица составлена при условии, что свои войска и цель находятся на одной линии, т. е. на совершенно ровной местности. Из нее следует вывод, что при удалении своих подразделений на 100 мот стреляющего бронетранспортера огонь поверх своих войск практически вести нельзя, т. к. наименьший безопасный прицел равен 18'/2 (т. е. огонь можно вести по целям, удаленным более чем на 1850 м).
При удалении своих подразделений на 200 м и более для пулемета СГМБ можно принять округленно единое значение наименьшего безопасного прицела 14, соответствующего расстоянию в 1400 м (с округлением в безопасную сторону). Такой наименьший прицел и указывается в наставлениях по стрелковому делу для пулеметов конструкции Горюнова.
Для станковых пулеметов конструкции Калашникова, имеющих начальную скорость несколько меньшую, чем пулеметы Горюнова, наименьший безопасный прицел равен 15.
Для крупнокалиберных пулеметов, установленных на бронетранспортерах, из-за значительного рассеивания пуль по высоте стрельба поверх своих войск на ровной местности не допускается.
Таким образом, возможности ведения огня поверх . своих подразделений на ровной местности весьма ограничены, так как в этих условиях наименьший безопасный прицел велик, а для станковых пулеметов конструкции Калашникова равен их наибольшей прицельной дальности 1500 м.
В практике такие условия почти никогда не возникают: если местность совершенно ровная, то выше своих подразделений цель не будет видна стреляющему, она может быть видна только в промежутки между ними.
Если же цель наблюдается поверх своих подразделений, следовательно, стреляющий или цель находятся выше своих войск, т. е. между направлениями от пулемета на свои войска и на цель есть какой-то угол в вертикальной плоскости. Наличие этого угла может значительно сокращать безопасную дальность стрельбы поверх своих подразделений и тем больше, чем больше величина этого угла. Поясним это следующим примером. Допустим, что дальность до своих подразделений 400 м, а до цели 1000 м. В условиях ровной местности стрельба поверх своих войск в этом случае была бы недопустима. Предположим теперь, что местность неровная и цель находится выше своих подразделений на 30 тысячных (рис. 28). При стрельбе из пулемета ПКТ с прицелом 10 линия возвышения будет направлена выше линии прицеливания на величину угла прицеливания (19 тысячных). А так как цель выше своих подразделений, то при наведении пулемета в цель линия возвышения пройдет выше рубежа своих подразделений на угол 49 тысячных (30+19). Согласно таблицам стрельбы из станковых пулеметов Калашникова угол безопасности, соответствующий безопасному прицелу 15, равен 40 тысячным. Во взятом примере линия возвышения проходит выше местности, нанятой своими подразделениями, на 49 тысячных, т. е. больше, чем угол безопасности. Следовательно, стрельба поверх своих подразделений в этих условиях возможна.
Рис. 28. Условия стрельбы поверх своих подразделений на неровной местности
Таким образом, на неровной местности возможность стрельбы поверх своих подразделений определяется следующим порядком: к углу прицеливания в тысячных, соответствующему расстоянию до цели, прибавляется вертикальный угол между целью и своими подразделениями; если полученная сумма равна углу безопасности или больше него, стрельба поверх своих подразделений безопасна. Например, дальность до цели 800 м, свои подразделения находятся впереди стреляющего бронетранспортера на 200 м и ниже цели па 25 тысячных. При стрельбе из пулемета СГМБ на дальность 800 м угол прицеливания составляет II тысячных. Сумма угла прицеливания и вертикального угла между целью и своими войсками равна 11+25=36 тысячным, а угол безопасности при удалении своих войск на 200 м равен 30 тысячным. Следовательно, стрельба поверх своих подразделений безопасна.
Данный способ решения задач требует наличия таблиц стрельбы; его могут применять офицеры при изучении местности и организации системы огня, особенно в обороне.
При наличии на ОП бронетранспортера или станкового пулемета на грунте такие задачи решаются без таблиц стрельбы. Для этого поступают так: пулемет с прицелом, соответствующим дальности до цели, наводят в цель и закрепляют механизмы наводки; затем, не изменяя положения пулемета, устанавливают наименьший безопасный прицел и смотрят, куда направлена линия прицеливания. (При наличии на пулеметной установке оптического прицела с постоянными прицельными шкалами—смотрят, куда направлен штрих, соответствующий установке безопасного прицела.) Стрельба безопасна в тех случаях, когда линия прицеливания (штрих установки безопасного прицела) направлена в рубеж, на котором находятся свои войска, или выше (дальше) этого рубежа (рис. 29).
Рис. 29. Определение возможности стрельбы поверх своих подразделений с помощью пулемета:
1 — линия прицеливания с прицелом, соответствующим дальности до цели;
2— линия прицеливания с безопасным прицелом;
а — стрельба возможна;
б — стрельба невозможна
Напомним, что приведенные примеры определения возможности стрельбы поверх своих подразделений решались для пулеметов 7,62-мм калибра.Для крупнокалиберных пулеметов из-за большого рассеивания пуль по высоте стрельба поверх своих подразделений наставлениями не предусматривается.
Огонь поверх своих подразделений но всех случаях ведут только под руководством командира. Пулеметы, их станки (крепление в бронетранспортере) должны быть в полной исправности; если стрельба ведется с грунта, то перед ведением огня должна быть произведена очередь для того, чтобы произошла осадка пулемета на позиции. Патроны для стрельбы должны быть взяты из герметической укупорки и тщательно осмотрены; смена нагретого ствола при ведении непрерывного огня должна производиться после каждых 250 выстрелов.
Перед открытием огня командир должен проверить установку прицела и целика, правильность наводки, а также закрепление механизма вертикальной наводки.
При ведении огня и его корректировании необходимо тщательно следить за положением своих подразделений и за тем, сохраняется ли необходимый угол безопасности при выборе новой точки прицеливания или при изменении установки прицела.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграма